С развитием цивилизации развивалось и строительство, дома подрастали, и с появлением многоэтажек в нашу жизнь вошли лифты
Для человека, живущего задолго до нашего времени, лифт наверняка показался бы чем-то волшебным. Конечно, виданное ли дело, что за несколько секунд какой-то механизм может преодолевать вертикальное расстояние в несколько метров? С развитием цивилизации развивалось и строительство, дома подрастали, и с появлением многоэтажек в нашу жизнь вошли лифты.
НЕМНОГО ИСТОРИИ
История лифтов началась в 18 веке. В 1743 году в Версале во дворце французского короля Людовика XV создали подъемный механизм, чтобы король мог подниматься в апартаменты своей любовницы, расположенные этажом выше. В 1795 году наш земляк Иван КУЛИБИН разработал винтовые «подъемные и спускные кресла» для Зимнего дворца. Эти подъемники использовали физическую силу слуг. Вскоре после изобретения паровой машины ее приспособили и к подъемнику.
В Барнауле первый лифт появился в конце 60-х годов XX века. Располагался он в доме на пр. Ленина, 54. Не сложно представить, какой вокруг них тогда был ажиотаж! Многие маленькие барнаульцы ходили туда специально, чтобы посмотреть и опробовать чудо техники.
Затем с развитием девятиэтажного строительства в 70-е годы лифты стали появляться в новых тогда домах по улицам Попова и Гущина.
СЕРВИС И МОНТАЖ
До начала перестройки в нашем городе было всего две организации, одна из которых занималась монтажом, другая – обслуживанием лифтов. Но с распадом СССР изменилось многое, в том числе и в лифтовом хозяйстве. Теперь в Барнауле 2 организации занимаются монтажом лифтов и 6 организаций оказывают услуги по содержанию, текущему ремонту и техническому обслуживанию лифтов.
Геннадий ОСИНЦЕВ, главный инженер лифтовой компании «ЛИФТ-СВ»:
ЗАПУСК В ЭКСПЛУАТАЦИЮ
Сегодня строительство в Барнауле развивается полным ходом – ведется как точечная застройка, так и создание целых жилых кварталов и микрорайонов. Большинство домов, строящихся сегодня, - многоэтажные, следовательно, они оборудуются лифтами. Вот только лифты во многих новостройках становятся больной темой для жильцов. После того, как лифт смонтирован и дом сдан в эксплуатацию, отвечать за лифт начинает уже не та фирма, которая его смонтировала, а управляющая организация. Вот тут и начинаются проблемы для новоселов. Как правило, лифт не запускают до тех пор, пока не заселится половина жильцов, а жильцы верхних этажей не заселяются, пока не подключат лифт. Получается замкнутый круг. Еще одна из причин, по которой управляющие организации не включают лифт в новостройке – это ремонты и переезды, ведь если лифт будет работать, то в нем начнут перевозить строительные материалы, мусор и мебель, что не может его не испортить. Вот и получается, что в новом доме иногда по нескольку месяцев лифт не работает и жильцам приходится пешком подниматься по лестнице.
ВАНДАЛИЗМ
В целом понятие «вандал» применяют к человеку, который разрушает или оскверняет своим поведением предметы искусства, культуры, иного имущества общественного значения. Если сравнивать масштабы разрушительных действий по отношению к памятникам с такими же действиями по отношению к лифтам, можно сделать вывод, что лифты страдают гораздо больше. Для этого даже не нужно проводить исследования или изучать исторические справки – достаточно зайти в один из старых домов с лифтом в любом городе нашей страны, в том числе и в Барнауле. Обожженные пластиковые кнопки, исцарапанные стены, разбитые лампы – все это отличает старые лифты. Чтобы избежать таких неприятностей, современные лифты изготавливаются антивандальными.
Геннадий ОСИНЦЕВ:
«К сожалению, многие люди привыкли бережно относиться лишь к тому, что находится у них в квартире, не заботясь о том, что является общей собственностью жильцов дома. Лифт – дорогостоящий механизм, который требует особого, бережного отношения. И чем лучше будет к нему отношение, тем меньше средств понадобится на ремонт».
Подсчитано, что обычный типовой лифт в девятиэтажке за год совершает 65 тысяч поездок, производит почти 260 тысяч циклов открытия-закрытия дверей, проходит до 10 километров, находясь в движении почти 4000 часов, и перевозит порядка 20 тысяч тонн грузов и пассажиров. Представьте, какая это колоссальная нагрузка!
На стоимость лифта влияют многие факторы – страна-производитель, материал, из которого он изготовлен, отделка и т. п. Нередко выходит так, что стандартный лифт в 9-этажном доме стоит дешевле, нежели лифт в частном доме. Кстати, последние – не новинка для нашего города. Если еще 5 лет назад лифты в коттеджах были лишь признаком благосостояния, то теперь они все больше рассматриваются как необходимость для создания условий комфортного проживания..
Каким бы не был лифт – грузовой или пассажирский, зарубежный или отечественный, в многоэтажном доме или коттедже, – любой из них является сложной инженерной системой. И длительность его службы будет зависеть от того, насколько бережно его эксплуатировать.
В настоящее время в России согласно нормативной документации лифты в обязательном порядке устанавливаются в жилых домах высотой от шести этажей. В домах этажностью от 6 до 10 допускается использование одного лифта грузоподъемностью 500-600 кг. Если в доме больше 10 этажей, то обязательно наличие двух лифтов – пассажирского и грузопассажирского (грузоподъемностью не менее 1000 кг).
Минимальная стоимость пассажирского лифта для типовой девятиэтажки составляет 700 тыс. руб., грузопассажирского – 850 тыс. руб. Большинство барнаульских лифтов, установленных в жилых домах, отечественного производства. Количество зарубежных составляет не более 2%. Хотя, как отмечают специалисты, их качество гораздо выше.
АНТИВАНДАЛЬНОЕ
ИСПОЛНЕНИЕ ЛИФТА
стены и двери сделаны из стали, нет ни пластика, ни алюминия
краска — огнеупорная и покрыта лаком
лампы дневного света надежно защищены плафонами
металлические кнопки вызова на этаже и приказов в кабине лифта.
Однако никакие антивандальные решения не помогут сохранить лифт в целости, если люди будут относиться к общедомовому имуществу безответственно.
Материал подготовила Елена РАГОЗИНА.