Собственник компании "Строительная перспектива" в Барнауле Андрей Комяков для развития своего жилого комплекса предложил нестандартное решение. Он хочет перенести памятник архитектуры на другой участок, попутно воссоздав его утраченный исторический облик. А на освободившемся месте построить новый высотный дом рядом с уже стоящим.
"Пивнушка" в памятнике
Несколько лет назад застройщик начал выкупать ветхие дома с землями на пересечении улицы Крупской с переулком Циолковского. Но договориться удалось не со всеми собственниками. Одна из них запросила за свои владения миллион долларов, другая – четыре квартиры в центре и гараж, третья просто отказалась.
Поэтому трехсекционный дом разместить не получилось, вместо него уже выросла одноподъездная свечка в пер. Циолковского, 124. Рядом строится подземная парковка. Теперь бизнесмен присмотрелся к ул. Крупской, 96, где отлично встала бы еще одна высотка. Но проблема в том, что здесь расположено одноэтажное строение – объект культурного наследия "Дом жилой", начало ХХ в.", охраняемый государством.
Любопытно, что здание много раз реконструировали и делали пристройки. 10 лет назад новый собственник произвел очередной ремонт. Обследования, проведенные Архитектурно-реставрационной мастерской, установили, что первоначальный облик и объемно-планировочное решение здания полностью утрачены. Разобрана стена из сруба со стороны двора, снят фасадный декор, фартуки с "птицами", заложено слуховое окно в виде солнца.
Более того, дом закрыли сайдингом с имитацией бревна, надстроили из газобетона чердак и установили новую крышу в гораздо больших объемах. Собственник объяснил, что на имеющиеся средства смог провести только такие ремонтные работы, но элементы деревянного резного декора, снятые со здания, сохранил. Сейчас здесь работает пивной магазин с залом общепита.
"Я хотел приобрести этот объект и перенести на ул. Никитина, 170, но не выкупаю, потому что в этом случае должен гарантировать, что я его воссоздам. Сейчас он уничтожен прежним собственником, и сохранять там особо нечего. Ему дали срок до 2024 года, чтобы он восстановил исторический облик, включая уникальную деревянную резьбу. Но в это слабо верится", – пояснил Комяков.
Перенести к церкви
В связи с этим он разработал и согласовал в Алтайохранкультуре проект переноса памятника на ул. Никитина, 170. Здесь застройщик недавно приобрел в собственность участок и демонтировал на нем ветхие конструкции. Но возводить высотное жилье там нельзя, земля находится в охранной зоне расположенного напротив Покровского собора.
"А вот этот небольшой дом, размером 6 х 6 метров с ул. Крупской, 96, туда бы идеально вписался. Там по соседству никто ничего высотного не построит, в отличие от нынешнего местоположения", – рассказала руководитель Архитектурно-реставрационной мастерской Екатерина Шаповаленко.
Как пояснила главный специалист отдела культурного наследия управления Алтайохранкультуры Анна Ситникова, в ведомстве согласились с этим решением, потому что в таком случае, во-первых, возможно восстановить исторический облик объекта со всеми декоративными элементами, во-вторых, вписать его в более подходящую культурно-историческую среду.
"На ул. Никитина множество подобных памятников, установлены более обширные охранные зоны. А на ул. Крупской квартал еще и до "Строительной перспективы" начал осовремениваться. И сейчас там осталось лишь единственное историческое здание посреди этих высотных домов", – объяснила собеседница позицию Алтайохранкультуры.
Она также отметила, что отремонтированный нынешним собственником памятник ведомство не устраивает. У него изменились пропорции, "поднялась" планировка улицы, появилась пристройка. В 2019 году специалисты выявили эти нарушения и оценили ущерб в 500 тыс. рублей. Собственника обязали восстановить фасад и обратились в прокуратуру.
Новая резьба не отрастет
С проектом переноса и воссоздания, прошедшим все экспертизы, инициаторы обратились в Министерство культуры РФ, но получили отказ. Андрей Комяков говорит, что в ответе им указали на преждевременность такого решения. Анна Ситникова пояснила, что ведомству не хватило обоснований.
Также на решение федеральных властей могло повлиять то, что работы предполагают не столько перемещение здания, сколько воссоздание. Согласно проекту, планируется реставрационный разбор, устройство новых фундаментов на отведенном участке, монтаж деревянных конструкций с использованием нового материала до 30-50%, крыши, пристройки веранды полностью из современного материала. Также планируется выполнить новые резные декоративные элементы фасада по образцу сохранившихся.
"То есть в связи с утратой многих элементов и ветхих конструкций мы предложили сделать их полностью из новых материалов. И по большей части это будет новодел, но лично я ничего плохого в этом не вижу. Лучше таким образом сохранять историю, чем так, как сейчас. Этот утраченный памятник стоит под современным сайдингом. И что мы охраняем? Ситуация абсурдная", – говорит Шаповаленко.
Инвестор и охранные органы пока думают, можно ли дополнить свой проект еще какими-то убедительными доводами, чтобы подать повторное обращение в минкульт. Есть еще один путь – вообще добиться снятия данного объекта с охраны в связи с утратой исторически ценных конструкций.
Но для этого нужны эксперты, по заключению которых власти смогут принять соответствующее постановление. Если удастся согласовать перенос с минкультом или снять объект с охраны, застройщик готов его выкупить, провести все работы и на освободившемся участке разместить жилую высотку.
"Второй дом здесь хорошо садится. Можно сделать 10, 16, 25 этажей, конечно. Все, что будет разрешено градостроительным регламентом. Но сейчас говорить об этом рано. Пока государство охраняет утраченный памятник с пивнушкой. Однако новая резьба у него вряд ли отрастет", – сетует Андрей Комяков.
Кстати, с этой непростой ситуацией знаком и известный историк-краевед, борец за культурное наследие Данил Дегтярев. Он убежден, что снимать памятник архитектуры с охраны ни в коем случае нельзя. Иначе будет создан опасный прецедент, когда собственник испортил здание, в связи с этим его перестали охранять и снесли. В этом случае город рискует вскоре лишиться всех старинных построек.
"Поэтому раз уже есть люди, готовые профинансировать перенос здания и воссоздание на новом месте, то нужно дать им это сделать. Но, конечно, этот процесс должен проходить под строгим контролем специалистов (архитекторов, историков) и общественности", – пояснил эксперт.