В России подрастает поколение Z (зумеры), которое, по прогнозам экспертов, не будет брать ипотеку. Это те, кто родился с 1997 по 2010 год. Сейчас им от 11 до 25 лет, то есть, многие из них стали юридически взрослыми и, соответственно, влияют на общий характер экономического потребления.
SberCIB в исследовании указывает, что пик изменения тенденций, связанных с привычками зумеров, придется на 2030 год. На конец 2021 года больше всего потребителей в России было среди поколения миллениалов (сейчас им от 26 лет до 41 года) — 46%, на втором месте с 30% поколение Х, представителям которых сейчас от 42 до 59 лет. Группа потребителей более старшего возраста на третьем месте (17%), а зумеры пока лишь на четвертом месте: 8%.
Первое самое важное изменение: зумеры не слушают рекомендации друзей и родственников при выборе услуг и товаров. Прежде чем что-то купить, представители этого поколения изучают разные варианты и смотрят обзоры. Отсюда вытекает серьезное следствие: влияние лидеров мнений в соцсетях оказывается весомее, чем традиционное влияние знаменитостей. Меньше всего зумеры доверяют компаниям.
Представители поколения Z практически не посещают отделения банков и других финансовых организаций. Вместо этого они пользуются сайтами-агрегаторами, онлайн-сервисами и мобильными приложениями финансовых организаций. Зумеры практически моментально осваивают все удобные новинки финтеха — например, платежи через смартфон.
Еще одна важная потребительская привычка — культура аренды. Если раньше большинство молодых людей стремились к 30 годам обзавестись своим жильем и автомобилем, то у зумеров приоритеты сдвинулись в сторону личностного роста и развития (здоровье, путешествия, образование). На это также ложится активное развитие шеринговой экономики, представляющей широкие возможности по аренде — от самокатов до недвижимости. Это заставляет финансовый рынок искать новые условия для предложений автокредитов или ипотечных займов.
Поколение Z тратит свои сбережения на образование больше остальных. Причем это поколение избавлено от предрассудков, связанных с онлайн-обучением — по данным опроса SberCIB, 63% респондентов до 25 лет предпочитают учиться онлайн, когда у предыдущего поколения этот показатель едва достигает 45%.
Вопреки ожиданиям, это поколение — менее активные потребители, чем их родители и дедушки с бабушками. Зумеры склонны откладывать деньги и инвестируют их охотнее остальных.
Аналитик Банки.ру Дмитрий Хмелев также отмечает, что для поколения до 25 лет кредиты и займы становятся последним инструментом, которым они готовы воспользоваться: «Миллениалы значительно охотнее пользуются кредитами и займами, чем поколение Z. Последние стараются копить, экономить или отказываться от покупок. Только если нет иного способа, они обратятся в банк за кредитом или оформляют кредитные карты».