Цена
от до руб
Площадь
от до м²
/************************************/
Комнат:
  • Студия
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5+
Расширенный поиск

Предложений в базе: 972

Сила не в праве, а в безответственности?

18.12.14 0:00

Госорганы, которые наделены только правами, но не несут никакой ответственности за нарушение прав простых граждан – способны причинить серьезный вред.

После скандальной истории с застройщиком Афанасьевым контролирующие органы начали "на воду дуть", стараясь не допустить подобного впредь, и в старании своем преуспели излишне.

Напомним, покупатели квартир в доме на ул. 4-й Западной, 27 однажды выяснили, что здание – самовольная постройка. Главная странность в этой ситуации: все сделки купли-продажи квартир в данном доме, построенном предпринимателем Игорем Афанасьевым, проши регистрацию в Росреесте! Вторая странность – суд по этому делу обязал жильцов выселиться из оказавшегося незаконно построенным дома, безо всякой гарантии на возвращение потраченных на покупку жилья средств.

После этого случая госрегистратор отказывается регистрировать практически все, что даже отдаленно может показаться подозрительным. От этого нередко страдают и те, кто вовсе не собирался никого обманывать, но попал, как говорится, под горячую руку развязанной кампанейщины. К примеру, власти регулярно настаивают на сносе частного кирпичного дома на ул. Бульвар 9-го Января, 3, подозревая, что построен он с целью разделить на 20 обособленных квартир и так распродать. Хотя никаких двадцати унитазов (как было в случае с Афанасьевым) там даже и близко нет.

«Сомнительным» и подлежащим сносу чиновники пытаются признать здание по ул. Смирнова, 31. В СМИ неоднократно появлялись предупреждения не покупать жилье в этом доме, притом, что на продажу его никто не выставлял, поскольку помещения там предназначены для других целей. Мало того, в отношении данного строения есть решение суда, подтверждающее правоту собственника. В настоящее время объект в административном порядке проходит процедуру ввода в эксплуатацию, в чем собственнику данного дома изрядно препятствуют.

Очевидно, что чиновники явно перегибают, опасаясь обвинений в невнимательности и недостаточной жесткости в отношении возможных нарушителей. Но вот ведь какая странность: перегибы эти касаются далеко не всех, что наталкивает на совсем уж нехорошие подозрения. Как пояснил депутат Барнаульской городской думы Иван Карпов (тоже, кстати, пострадавший от деятельности Афанасьева), чиновники обязаны нести полную материальную ответственность за любые незаконные решения, приводящие к нарушению прав как граждан-покупателей, так и предпринимателей-застройщиков.

- Кто как не Росреестр ввел в гражданский оборот жилье в афанасьевских домах, - возмущается Карпов. – Мало того, ко мне регулярно обращаются граждане, которые годами жили в своих приробретенных по всем правилам оформления квартирах, которые по удивительному стечению обстоятельств вдруг оказывались незаконными постройками. Так почему простые люди должны материально страдать из-за того, что чиновник где-то вовремя не углядел, а потом вдруг решил проявить активность? Другая сторона медали: если построенное жилье полностью соответствует градостроительным нормам, СНИПам и не нарушает ни чьих прав, то зачем здесь лютовать? Тем более что по проблемам самовольных построек сложилась достаточная судебная практика, на которую следует опираться.

Как следует из материалов обзора судебной практики от 19.03.2014 «По делам, связанным с самовольным строительством», утвержденного президиумом Верховного суда РФ, одним из признаков самовольной постройки является создание ее с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. То есть если нарушений нет (суд не подтвердил их наличие) либо были нарушенные нормы, которые на момент застройки не действовали.

Также юридически значимым обстоятельством по делу о признании права собственности на самовольную постройку является установление того обстоятельства, что сохранение спорной постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, в частности, права смежных землепользователей, правила застройки, установленные в муниципальном образовании.

Кроме того, право собственности на самовольное строение, возведенное гражданином без необходимых разрешений на земельном участке, который предоставлен ему по договору аренды для строительства соответствующего объекта недвижимости, может быть признано, если строение создано без существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил и если сохранение этого строения не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан. А при определенных обстоятельствах предоставление лицу земельного участка в аренду для целей капитального строительства может служить основанием для признания за таким лицом права собственности на самовольно возведенную постройку. То есть, если градостроительный регламент, строительные, экологические, санитарные, пожарные и прочие нормы соблюдены, Верховный суд предписывает такие постройки признавать законными и вводить в эксплуатацию.

Проблема в том, что в Алтайском крае, судя по сложившейся тенденции, всем без исключения «подозрительным» застройщикам придется доходить если не до Верховного суда, то все равно достаточно высоко. При этом госрегистратор, обладающий правом «не допущать», принципиально не будет нести никакой ответственности.

Константин Ганов