О необходимости энергоаудита для всех категорий потребителей энергоресурсов сегодня говорится и пишется очень много
Все, что вы хотели знать об энергоаудите
О необходимости энергоаудита для всех категорий потребителей энергоресурсов сегодня говорится и пишется очень много. Однако в сути проблем, обсуждаемых профессионалами, неспециалистам разобраться достаточно сложно. Тем не менее, тема актуальна и для многих из них, например, для руководителей бюджетных учреждений социальной сферы, председателей ТСЖ и т.п. И в первую очередь этой категории «простых» потребителей нужны ответы на вопросы: зачем вообще нужен энергоаудит и энергетический паспорт. Об этом и о многом другом мы попросили рассказать доступным языком Вадима Банникова, директора НП СРО «Гильдия Энергоаудиторов».
Вадим Викторович, давайте начнем с того вопроса, который беспокоит потребителей больше всего. Все слышали, что до 31 декабря 2012 года необходимо пройти энергетическое обследование и получить энергетический паспорт. Времени осталось совсем немного, а что делать и куда идти люди порой просто не представляют. Многие и закон-то не читали. Вы можете разъяснить ситуацию для простых людей: председателя ТСЖ, старшего по дому, директора школы, заведующего детским садом?
Прежде всего я бы посоветовал разобраться в ситуации: у меня есть опасения, что у многих сегодня сложилось неверное представление о сути происходящего. Обследование должны пройти некоторые группы юридических лиц. Если посмотреть на 261 закон , то становится понятно, что существующая его редакция предполагает проведение энергетических обследований вообще в отношении юридических лиц, продукции и технологических процессов, а обязательных обследований — исключительно в отношении юридических лиц. Т.е. конкретные объекты, потребляющие тот или иной вид энергетических ресурсов, обследуются через призму потребления ресурсов владельцем объекта. К примеру, здание само по себе не должно обследоваться: обследуется лицо, владеющее зданием, и уже в ходе этого обследования в отношении здания проводится комплекс работ для определения показателей, которые должны быть занесены в энергетический паспорт. Если брать жилой сектор, то многоквартирные дома не подпадают под положение закона об обязательном обследовании, но если жильцы дома для управления им создали юридическое лицо (например, ТСЖ) или выбрали управляющую компанию, то нужно смотреть, подпадает это юридическое лицо под действие закона или нет. Если юрлица нет, то и беспокоиться не о чем, ни старшему по дому, ни общему собранию жильцов. О том, правильно это или нет, мы сейчас не говорим, но по факту дело обстоит именно так.
Теперь о юридических лицах. В общем случае обследование носит добровольный характер, и об этом в законе прямо сказано. Обязательным оно является для шести групп организаций. Если мы сейчас говорим о жилищно-коммунальном секторе и социальной инфраструктуре, то их всего три. Прежде всего, это организации с участием государства или муниципального образования. Государственные школы и детсады, больницы и поликлиники, безусловно, входят в эту категорию. Относятся к ней и различные МУПы, оказывающие коммунальные услуги и обслуживающие жилые дома. Далее, независимо от формы собственности — организации, совокупные затраты которых на потребление топливно-энергетических ресурсов превышают десять миллионов рублей за календарный год. Наконец, также независимо от формы собственности и наличия доли государства — организации, проводящие энергосберегающие мероприятия с привлечением средств бюджетов различных уровней. То есть, например, ТСЖ должно провести энергоаудит в отношении себя как юридического лица в двух случаях: если ТСЖ потребляет более чем на 10 миллионов рублей ТЭР в год (что маловероятно для жилого дома), либо если оно получало из бюджетов любых уровней средства на проведение мероприятий в области энергосбережения (например, в рамках федеральной программы капремонта, проводившейся в соответствии с законом № 185-ФЗ ). В рамках аудита ТСЖ будут обследоваться и жилые дома. В остальных случаях они могут быть обследованы, но только на добровольной основе. К сожалению, требование закона о присвоении многоквартирным жилым домам класса энергетической эффективности не дает основания для их отнесения к тому или иному классу. В целом было бы логично, если бы присвоение класса производилось на основании данных энергетического обследования.
Интересно, а что вообще такое десять миллионов рублей — это много или мало? Жилой дом может потреблять в год на такую сумму?
Для жилищно-коммунального сектора — это прилично. Насчет жилого дома я сомневаюсь, разве что очень большой или не отдельный дом, а жилой комплекс: они, как правило, представлены одним юрлицом либо имеют собственную управляющую компанию. Вот она-то обследование и должна пройти, если это не ТСЖ.
Что касается учреждений, то вот простой пример. Недавно мы проводили анализ юрлиц, подпадающих под действие положения Закона № 261-ФЗ об обязательном энергетическом обследовании, и рассматривали данные Росстата по школам в Челябинской области. Так вот на весь регион нашлось всего две действительно очень крупные школы, которые потребляют в год более чем на 2 миллиона рублей ТЭР. На 7-10 миллионов может потреблять, например, крупная областная больница, состоящая из 7-8 корпусов. Но эти учреждения подпадают под действие закона по другому признаку.
А куда нужно обращаться тем организациям и учреждениям, которые должны пройти обязательное обследование?
Если организация государственная или муниципальная — то в свою вышестоящую организацию за разъяснениями и инструкциями (в муниципалитет, Министерство образования, горздрав — у каждого свое начальство). Вообще такая организация должна провести конкурс на проведение энергоаудита в соответствии с выделенным ей объемом финансирования.
Если это частная управляющая компания или ТСЖ, то здесь все зависит от решения руководства или правления. Можно обратиться к нам за консультацией. Кроме того, мы поможем подобрать по территориальному признаку энергоаудитора из числа компаний, входящих в Гильдию.
А что дает энергоаудит? Вы сказали, что его можно и добровольно провести. Какой в этом смысл?
Смысл есть, если людям нужен результат, например — сокращение коммунальных платежей за счет снижения потребления тепла и других видов энергии, утепление дома и пр. Чтобы сделать это грамотно, эффективно, нужен профессиональный аудит. В противном случае можно попасть пальцем в небо и потратить деньги зря, либо затраты будут окупаться слишком долго. Если же речь идет об энергосервисном контракте, то там вообще без обследования не обойтись, т.к. только оно позволяет оценить необходимый объем инвестиций и рассчитать срок их окупаемости. В качестве примера можно привести такое очень модное в последнее время мероприятие, как замена старых окон на энергоэффективные пластиковые. Для того, чтобы правильно рассчитать срок окупаемости, нужно понимать, какое количество тепла теряется через существующее окно, сколько будет теряться через пластиковое со стеклопакетом, сколько стоит его установка и обслуживание. Неквалифицированный энергоаудитор укажет в паспорте срок окупаемости, который заявлен производителем окон, и не будет производить никаких инструментальных замеров. В итоге заявленные показатели экономии энергетических ресурсов в 80 случаях из 100 не будут достигнуты.
К сожалению, сегодня очень часто аудит проводится «для галочки», просто потому, что это требование закона, которое необходимо выполнить. Существуют и аудиторские компании, готовые за условную, чисто символическую цену оформить фактически липовый отчет, потратив на фиктивное обследование несколько дней. Естественно, добросовестные энергоаудиторы не могут с ними конкурировать, т.к. настоящее обследование требует гораздо большего времени и затрат. Очень важно не попасться на внешне привлекательное предложение мошенников, тем более, что добровольные обследования проводятся именно ради результата. Поэтому я еще раз рекомендую обращаться в СРО.
Что является результатом энергоаудита.
Непосредственным результатом будет отчет и сформулированные на его основе рекомендации по проведению энергосберегающих мероприятий.
Что это могут быть за рекомендации и мероприятия, если говорить о ЖКХ? Осуществимы ли они?
Согласитесь, нечто неосуществимое рекомендацией назвать трудно. Это могут быть самые разные мероприятия, в зависимости от конкретной ситуации. Например, многие жилые дома прошлых лет постройки нуждаются в утеплении фасадов, почти все — в замене окон на энергоэффективные, по крайней мере — на лестничных клетках и в холлах. Многое из этого сегодня делают в рамках капитальных ремонтов. Об этих мероприятиях в последнее время охотно говорят, что обусловлено их высокой стоимостью и большими сроками окупаемости. Однако существуют и гораздо менее затратные способы сокращения теплопотерь, которые дают в ряде случаев не меньший эффект. Например, установка теплоотражающих экранов за отопительными приборами, наклейка на оконные стекла теплосберегающей пленки, оснащение систем отопления регулирующей автоматикой и средствами погодной компенсации и многое другое.
А если дом уже прошел капитальный ремонт, нужен ли ему энергоаудит?
К сожалению, часто энергосберегающие мероприятия носят половинчатый характер, т.к. перед их проведением полноценный аудит не проводился. Например, наши коллеги из компании «Данфосс» приводят множество примеров, когда в ходе ремонта в домах проводится частичная модернизация системы отопления: устанавливается автоматика в тепловом узле, но при этом не производится балансировка системы отопления по стоякам, а отопительные приборы не оснащаются автоматическими радиаторными терморегуляторами. В результате получается совсем не тот результат и не та экономия, которых ожидают собственники. Если бы ремонту предшествовал эне