Далеко не все из нас задумываются о том, что за цифры указаны в коммунальных квитанциях и откуда они берутся. Пожалуй, единственное, на что мы реагируем, так это когда вместо привычных полутора тысяч рублей за однокомнатную квартиру нам почему-то вдруг выписывают две... Редакция журнала «PRO недвижимость Алтай» совместно с Владимиром ВИНОГРАДОВЫМ, директором управляющей организации «Алтай», попыталась разобраться в тонкостях коммунальных квитанций.
ЖИЛИЩНЫЕ И КОММУНАЛЬНЫЕ
Распечатанные квитанции за квартирную плату, которые мы ежемесячно видим в почтовых ящиках, доставляют нам сотрудники управляющих организаций. А тарифы за ресурсы и услуги рассчитываются на основании постановления администрации г. Барнаула.
По словам Владимира ВИНОГРАДОВА, услуги, которые ежемесячно оплачивают жильцы, делятся на жилищные и коммунальные. Именно они и указываются в платежных документах.
Жилищные услуги предоставляются управляющей организацией, а также другими компаниями, обслуживающими общедомовое имущество. Это обслуживание и ремонт дома, уборка подъездов, содержание лифта, сбор и вывоз мусора, посадка деревьев возле дома...
К коммунальным относятся холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление.
ЧТО ПОЧЕМ?
Одна из самых больших сумм, пожалуй, в каждой квитанции, это «содержание и текущий ремонт жилья». Эта услуга включает в себя три основные составляющие:
- управление – вознаграждение управляющей организации либо работа правления ТСЖ (в среднем это составляет 15% от тарифа);
- содержание жилья – дворник, бухгалтерия, паспортист, содержание лифта, мытье пола в подъездах, еженедельный осмотр коммуникаций специалистами и т. п. (не должны превышать 60-65%);
- текущий ремонт жилья (не менее 20-25%).
Владимир ВИНОГРАДОВ о содержание и текущем ремонте жилья:
«Сумма, которую ежемесячно платят жители на содержание и текущий ремонт, зависит от нескольких факторов. Тариф для неприватизированных квартир устанавливается городской администрацией. Он носит рекомендательный характер для собственников помещений многоквартирного дома. Если собственники заботятся о состоянии своего дома и готовы платить больше, то они могут этот тариф повысить. Обычно повышение этой суммы обусловлено проведением ремонтных работ – заменой кранов, труб и т. п.»
Однако помимо замены кранов эта строка скрывает в себе много того, о чем мы не задумываемся. Например, текущее содержание. Ежемесячно (а в холодное время года при больших отрицательных температурах еженедельно) специалисты проводят осмотр коммуникаций. Электрики, слесари и сантехники постоянно следят за тем, чтобы все коммуникации находились в должном состоянии, работали правильно и при появлении малейших поломок устраняют их. Уборка земельного участка, мытье подъездов, снятие показаний общедомовых приборов учета, ведение технической документации, начисление квартплаты, и это далеко не полный перечень работ, которые относятся к текущему содержанию дома.
И все же самый «скрытый» пункт в строке «содержание и текущий ремонт жилья» – это расходы на управляющую организацию, и во многом тариф определяется, так сказать, ее «аппетитом». Ведь согласитесь, если искусственно раздуть штат сотрудников и снять помещение в одном из самых дорогих деловых центров, сумма будет значительно отличаться от организации с ограниченным штатом сотрудников, находящейся в небольшом помещении на окраине города.
Расшифровка квитанции ЖКХ
Каждая квитанция содержит такие пункты как электроснабжение, отопление, водоснабжение, водоотведение, а если дом оснащен центральным газом, то и газоснабжение. Так вот, жители квартир, в которых установлены индивидуальные приборы учета, платят только за потребленные энергоресурсы, остальные – согласно установленным нормативам. Единственное, что в квитанциях пока не совсем понятно (но это вопрос времени) – какое количество электроэнергии (или, например, воды) потребили конкретно жильцы квартиры, а какое количество распределила управляющая компания для общедомового использования. В квитанциях пока указывается общая сумма.
Однако, по словам Владимира ВИНОГРАДОВА, в новых платежных документах, которые будут введены в ближайшее время, эти цифры станут «прозрачными». С 1 сентября платеж за каждый ресурс (тепло, свет, горячую и холодную воду и т.д.) будет поделен на две части – индивидуальное потребление (по внутриквартирным приборам учета или нормативам потребления) и общедомовые нужды (разница объемов ресурсов между показаниями общедомовых приборов и внутриквартирными приборами учета или нормативами потребления при их отсутствии). До настоящего времени эта цифра едина, и понять, как распределяется между жильцами плата, например, за освещение и обогрев подъездов, было очень сложно.
В целом, по мнению специалистов, новый финансовый документ станет более информативным, а жильцам станет легче контролировать управляющие организации.
Что касается оплаты лифтов
Когда за коммунальное состояние барнаульских домов отвечали муниципальные унитарные предприятия, была создана усредненная система тарифов, которая, к слову сказать, используется и до сих пор.
Владимир ВИНОГРАДОВ:
«Привязка тарифа на обслуживание дома была произведена не по типу дома, а по количеству обслуживаемой жилплощади муниципальными предприятиями. Если у одной компании были только пятиэтажки без лифтов, а потом на территории этого микрорайона возвели многоэтажные дома, то тариф на содержание усредняли и «раскидывали» на всех жителей. И до сих пор никто не пересматривал систему этих тарифов, их просто ежегодно повышают».
Получается следующее – сумма за оплату лифта, указываемая в ежемесячных квитанциях, зависит только от площади квартиры. Но текущее содержание, ремонт и техническое освидетельствование оплачивается лишь исходя из количества квадратных метров в квартире. Таким образом, если в квартире площадью 40 кв. м живут 5 человек, а в квартире площадью 100 квадратов один, то он платит за лифт больше, хотя пользуется им наверняка в несколько раз меньше.
Парадоксально, но на тариф не влияет даже количество лифтов в подъезде – если есть и пассажирский и грузопассажирский лифт, тариф все равно будет один, а ведь денег на их содержание и ремонт расходуется в 2 раза больше, чем в подъездах с одним лифтом.
Новые платежки, которые будут введены с 1 сентября, станут более «прозрачными». Каждый ресурс будет поделен на две части – индивидуальное потребление (по внутриквартирным приборам учета или нормативам потребления) и общедомовые нужды (разница между показаниями общедомовых приборов и внутриквартирными приборами учета или нормативами потребления). До настоящего времени понять, как распределяется между жильцами плата, например, за освещение и обогрев подъездов, было очень сложно.
Материал подготовила
Елена РАГОЗИНА.
|