В конце августа отчаявшиеся жильцы барнаульского дома по адресу: ул. 1-я Западная, 47а записали видеообращение к губернатору Алтайского края Виктору Томенко. Их дом никак не хотят признать аварийным, а вместо этого делают капремонт, еще больше ухудшающий состояние конструкций. Люди просили главу региона помочь в решении вопроса с расселением. Несмотря на резонанс в СМИ, сигнал бедствия не вызвал серьезной реакции со стороны властей, все осталось по-прежнему. Поэтому жильцы «гнилого дома» пошли по второму кругу — подготовили новое обращение к президенту России Владимиру Путину. Кстати, его они отправляют уже не в первый раз. После прошлого письма отреагировала местная мэрия, которой могли спустить проблему из аппарата президента. Правда, расселения тогда так и не произошло. Состояние дома с тех пор только ухудшилось.
Как сообщает Altapress.ru, дом построен в 1949 году пленными японцами. Сейчас здесь живут 14 барнаульских семей в 12 квартирах — часть жилых помещений являются коммуналками. Светлана Изотова — активист, неформально возглавившая движение жильцов за признание дома аварийным. Именно на нее упал с потолка кусок штукатурки, едва не убив. Инцидент стал последней каплей, вынудившей собственников записать обращение к губернатору.
За 71 год здание, которое стоит буквально на земле, начало постепенно проседать. Как предполагают жильцы, из-за сгнивших несущих балок. В бойлерной, которую заботливо обшили деревоплитой, хорошо видно, что выступающие деревянные конструкции превратились в труху. Не повезло и перекрытиям. От старости и сырости они гниют. Дерево не вечно. Стены - из шлакоблоков. Их толщина более полуметра. Несмотря на это, стройматериал постепенно тоже разрушается.
Шкаф активистки регулярно падает из-за проезжающих мимо большегрузов, а журнальный столик отправляется в свободное путешествие по комнате, несмотря на подпорки из книг. Одним словом, пол ходит ходуном и постепенно опускается к противоположной стене.
В 2014 году жильцы подали в суд на городской комитет ЖКХ. Решением органа государственной власти был назначен ремонт фундамента, наружных стен здания с восстановлением цоколя, кирпичной кладки, штукатурного слоя и восстановление теплотехнических свойств, перегородок, перекрытий первого и второго этажей, вертикальных стяжек, подпорок, перегородок. По сути, изнутри требовалось отстроить новый дом. В итоге в здании отремонтировали отопление и укрепили фундамент. На этом дело и закончилось.
В июне этого года Светлана Изотова заказала экспертизу здания. После всех измерений специалисты сделали вывод, что «техническое состояние строительных конструкций и инженерных систем жилого дома» оценивается «как аварийное». Во-первых, обнаружены деформации перекрытий, на них – следы массовых протечек, местами они покрыты грибком. Во-вторых, деформированы лестничные клетки, крыша протекает, в стенах сквозные трещины, которые свидетельствуют о деформации фундамента и его осадке.
Тем не менее, комитет ЖКХ упорно отказывается признавать здание с 80% износа стен и перекрытий аварийным, считая, что дело может поправить так называемый «капитальный» ремонт, с которым рабочие зашли сюда 12 мая.
Светлана рассказала: «Я потом у чиновников много раз спрашивала, почему они не провели детальный осмотр дома. Да еще и запланировали смету на основании заключения, где была допущена ошибка — указаны бетонные перекрытия, хотя они у нас деревянные. И почему не согласовали с нами? Чиновники ответили, что исполняют решение суда. Тогда возникает вопрос: суд обязал комитет ЖКХ поменять перекрытия, почему же они не вошли в смету?»
Сейчас фасад дома в спешном порядке утепляют и обшивают сайдингом. Им строители прикрывают большие (кое-где сквозные) трещины, плесень и вываливающиеся кирпичи старого фундамента. Хотя внешне здание будет выглядеть современно и, если отойти подальше, весьма добротно. Установлены также новые подъездные двери (которые никак не хотят закрываться) и очень низкие козырьки.
На резонный вопрос «зачем сайдинг?», жильцам ответили: «Чтобы вам было теплее». Светлана сокрушается: «На меня кусок штукатурки с потолка рухнул, несущие балки гниют, перекрытия разрушаются — дом постепенно складывается вовнутрь, а они решили утеплить стены. Зачем? Зимой здесь так жарко, что приходится круглосуточно держать форточки открытыми. Мы никогда на холод не жаловались».
Сейчас в квартиру Изотовой даже солнце заглядывает редко. В помещениях темно, как в склепе. Но так было не всегда. Светлана поясняет: «Откосы окон были спроектированы так, чтобы солнечный свет проходил беспрепятственно — под тупым углом к стенам. А теперь посмотрите, что получилось. Из-за утеплителя и сайдинга стены стали значительно толще, а откосы — под 90 градусов. Окна теперь похожи на амбразуры. Свет не проходит в помещения. Вот зачем нужен такой проект?».