Офисная недвижимость в России и Алтайском крае переживает интересные изменения. Большинство из них связаны с пандемией. Так, из-за вынужденной самоизоляции и простоя многие бизнесмены начали массово закрывать филиалы. Офисы и торговые площадки освобождались, собственники пытались сдать или продать их за бесценок.
Но во второй половине 2020 года резко активизировались инвесторы. Это было связано со снижением выгоды от банковских депозитов и падающим курсом рубля. Многие спешили забрать сбережения у кредиторов и вложить в недвижимость. А поскольку на рынке жилья возник острый дефицит, покупатели устремились в коммерческий сегмент, где было достаточно ликвидных предложений и сниженные цены. Спрос вырос, скорректировав и стоимость.
Но это еще не все. Жизнь показала, что коронавирус останется надолго, и людям надо к нему приспособиться в бытовой и профессиональной средах. Дистанции, изолированность, ограничение очных встреч по-прежнему необходимы, и это стало влиять на выбор офисных планировок, заметили федеральные аналитики в сфере недвижимости.
Например, наиболее популярными вдруг оказались помещения со множеством маленьких кабинетов. Такая нарезка лучше всего позволяет изолировать всех членов коллектива. При необходимости часть сотрудников можно отправить на удаленку, а оставшихся расположить в кабинетах по одному.
Также пока отпала необходимость в больших переговорных, конференц-залах – россияне привыкают к онлайн-форматам. Все массовые мероприятия, включая планерки, проходят в дистанционном режиме в специальных программах. В этой связи ненужными становятся и просторные корпоративные кухни, предполагается, что сотрудники могут в одиночку перекусывать у себя в кабинете, заказывая еду в офис или принося с собой.
Интересно, что и формат open-space не стал менее востребованным. Однако, к нему серьезно возросли требования. Многочисленному коллективу, где все сидят в одном помещении, теперь требуется пространство гораздо больших габаритов, чтобы рассадить сотрудников реже (с дистанцией как минимум в 1,5 м).
Но многие понимают, что это не спасет, если на работу придет зараженный коллега, поэтому особо осторожные такого формата избегают. Некоторым собственникам даже приходится устанавливать дополнительные мини-перегородки и защитные экраны между рабочими местами сотрудников – только после этого удается найти арендаторов.
Еще один интересный тренд – на рынке коммерческих помещений появился культ рекреационных зон на свежем воздухе. Если раньше комнаты отдыха размещались в здании, то теперь арендаторы и собственники хотят открытых террас, просторных балконов, собственных двориков, которые будут служить и курилками, и пространством для неформального общения сотрудников. А поскольку появился большой запрос на такие объекты, начало расти и предложение.
Любопытно, что все вышеперечисленные тенденции, которые изменяют подход к выбору офиса компании, серьезно увеличивают его стоимость. Как бы ни было, но для безопасности теперь надо снимать больше квадратов, чтобы коллектив не работал скученно. А это, конечно, всегда затратнее.