Рынок недвижимости в Барнауле продолжает трансформироваться под влиянием экономических факторов. С начала марта рекордно подорожала ипотека и обесценился рубль, в связи с чем изменилось поведение участников, пишет "Толк".
Обвал предложения
По наблюдениям директора агентства недвижимости "Династия 24" Дмитрия Дворядкина, желающих продать объекты по-прежнему очень мало. И объем предложений заметно сокращается. "Например, в феврале в Барнауле на продаже было 2,8 тыс. квартир, в начале марта этот объем снизился до 2,4 тыс., а сейчас уже – до 2,1 тыс.", – говорит он.
При этом большая часть из этих вариантов уже забронирована, то есть найден покупатель, он передал задаток и ждет сделки. Поэтому свободных объектов по факту еще меньше. Активность покупателей выросла после праздничных дней примерно на 12%, но их спрос удовлетворить невозможно, говорит риэлтор.
Затягивание сделок
Кстати, затягивание сделок – это еще один современный тренд, который связан с неопределенностью в экономике страны. Продавцы, с одной стороны, боятся падения цен на жилье и хотят зафиксировать сейчас максимальную стоимость, с другой – опасаются продать и остаться с нестабильной российской валютой.
"Мы видим, в малых городах пошла такая тенденция, что покупатели отдают задаток даже в двойном размере, но собственники не продают им до понимания, что будет дальше. В то же время и не отказываются от сделки. И все просто ждут", – поясняет Дворядкин.
Ипотека умерла
Также риэлторы отмечают практически полную остановку жилищного кредитования на вторичном рынке. Директор агентства недвижимости "Сити-Трейд" Юлия Мордовина говорит: "Ипотека сейчас стоит на паузе. Пока не понятно, когда привыкнет потребитель к такой ставке и привыкнет ли вообще?"
Дворядкин отмечает, что в данный момент завершается работа лишь с теми единичными клиентами банков, которым одобряли кредиты еще на старых условиях. Также пока работают льготные ипотечные программы на новостройки и индивидуальное жилье. Поэтому спрос в данных сегментах оживился.
Напомним, с 1 марта проценты по ипотеке у российских кредиторов рекордно выросли до 20-25% вслед за ключевой ставкой Центробанка. Это повысило средний ежемесячный платеж для заемщиков с 15-20 до 50-60 тыс. рублей.
Альтернатива многоквартирникам
Что касается активизации застройщиков и покупателей малоэтажного индивидуального жилья, то здесь сработал еще и сезонный фактор. Свои дома могут стать неплохой альтернативой многоквартирным новостройкам, ведь риск заморозки масштабного жилого комплекса в кризис гораздо выше, чем маленького. И последствия банкротства у крупной компании тоже всегда серьезнее, чем у мелкой.
К тому же цены в этих сегментах почти сравнялись, государство и там, и там поддерживает спрос льготными программами. А у частного домостроения есть неоспоримые плюсы, говорит Дворядкин. Это быстрая реализация, индивидуальность планировок, оформления, эксплуатации, а также изолированное проживание.
В этом случае также есть возможность держать огород, а во времена удорожания продуктов многие начинают выращивать их сами. Поэтому в данном сегменте сохраняется активность, которая началась еще в пандемию, подтверждает Мордовина.
В то же время она убеждена, что барнаульцы также охотно берут новостройки. Их не пугают риски банкротств, ведь средства защищены на счетах эскроу в банке. Хотя в Барнауле есть пример ЖК "Парковый", который стал долгой и проблемной стройкой, несмотря на то, что работа здесь ведется в рамках проектного финансирования и системы эскроу. А трудности у застройщика появились даже не в кризисный период.
Скоро начнется торг
Что касается стоимости недвижимости, то пока, по оценкам специалистов, она замерла. "Да, завершился рост, но цена по-прежнему неадекватно завышена и не снижается. В марте, думаю, она еще сохранится, а после начнется торг, как это было у нас в предыдущие кризисы. Только за счет торга и будет снижение. Пока сложно предугадать, в каком размере", – рассказала Юлия Мордовина.
Кстати, она также наблюдает и еще одну тенденцию. Ипотечные заемщики с рынка практически ушли, но спрос из-за этого резко не сократился, потому что им на смену приходят люди с наличными деньгами. Очевидно, это те граждане, которые стремятся спасти рублевые сбережения от обесценивания и несут их в недвижимость.