Гаражи в Барнауле массово продаются: объявлений полно и на самих боксах, и на сайтах. Риелторы утверждают, что цена на них начала падать, но на спросе это никак не сказалось. Владельцы авто по-прежнему предпочитают оставлять машины во дворах.
Житель Барнаула Тимофей получил гараж в наследство. Бокс находится в центре города, между улицей Деповской и Социалистическим проспектом. Мужчина честно говорит, что не может продать его второй год: "За все это время было два реальных покупателя, но и те отказались. Всем нужно индивидуальное свидетельство о праве собственности, а есть только общая регистрация кооператива. Документы в Росреестре не оформлены".
По словам мужчины, чтобы навести с этим порядок, нужны все члены кооператива, но некоторых уже длительное время никто не может найти.
Эта проблема характерна для многих гаражных кооперативов. Кроме того, даже активные их члены нередко не могут договориться: кто-то считает, что затраты на оформление документов слишком высокие, и не воспринимает аргументы о том, что наличие права собственности значительно повышает гараж в цене. В итоге канитель с оформлением, которое само по себе процесс небыстрый и забюрократизированный, может тянуться годами.
Тимофей добавил, что пока наследство приносит только дополнительные расходы. Каждый год нужно заплатить 3 тыс. рублей в качестве членских взносов. Говорит, можно было бы сдать гараж в аренду за 2-2,5 тысячи рублей в месяц, но пока решил этого не делать.
В центре Барнаула примерно одинаковые гаражи могут существенно отличаться в цене. Если гараж на Деповской продают за 230 тысяч рублей, то в относительной близости – на Красноармейском проспекте - есть предложение за 370 тысяч, но хозяин готов торговаться при осмотре. Есть кооперативы, где цена бокса достигает 450-500 тысяч рублей.
Риелтор Галина Дворянкина рассказала, что в спальных районах, где больше вторичного жилья, гаражи продаются неплохо. Бывает, что люди покупают квартиру и гараж в придачу. "В центре в последние месяцы наблюдается снижение цен. Есть пример, когда бокс начинали продавать за 350 тысяч рублей, но уже сбросили 100 тысяч и все равно не продали. Сейчас конкуренцию гаражам составляют подземные парковки под новостройками, а также наземные места для машин", – отметила собеседница.
По ее словам, цены на железные гаражи напрямую зависят от местоположения. Можно найти вполне приемлемые предложения. Есть случаи, когда люди не ориентируются в ценах, и тогда боксы продаются ниже их рыночной стоимости. "Был случай, умер мужчина. Приехала его родственница. Бегает по кооперативу, гараж нужно продать. Один спрашивает у нее: сколько хочешь? Она – 200 тысяч. Тот купил, не раздумывая. В среднем у нас гаражи стоят 250 тысяч", – привел пример председатель "Гаражно-строительного кооператива-386" Вадим Тимофеев.
Альтернатива гаражам – подземные парковки, которые строят в Барнауле под новыми домами. Но и они оказались маловостребованными из-за своей дороговизны.
Как рассказал гендиректор проектной мастерской "Архи-Групп" Андрей Суртаев, места на подземных парковках в новостройках выставляют по 300-400 тысяч рублей. При этом застройщик продает их себе в убыток, поскольку их себестоимость составляет примерно 500 тысяч рублей. Эксперт объясняет, что площадь самого машиноместа – примерно 18 кв. метров, но к нему нужен проезд. В итоге на парковку под одно авто уходит в среднем 27 кв. метров.
Суртаев добавил, что строительные конструкции для подземной стоянки более дорогие, чем для жилья: "Сейчас тенденция такая, что подземные парковки вообще не строят. Проще сделать меньше дом и надземные парковочные места".
По его мнению, переломить ситуацию, когда все дворы заставлены машинами, а места на парковках и гаражи не продаются, станет возможным, если в 5-6 раз поднять транспортный налог на машину и полностью освободить от него тех, кто купит "дом" для авто.
По словам Вадима Тимофеева, в их кооперативе, который находится на Солнечной Поляне, две тысячи гаражей. Членские взносы составляют 3 тысячи рублей в год с каждого. И даже если учесть, что не все платят исправно, в год кооператив получает несколько миллионов рублей.
Собеседник объяснил, что эти деньги идут на содержание самих гаражей. Сюда входят зарплаты председателя, бухгалтера, электрика, дворника. Нужно платить за вывоз мусора, а зимой – за вывоз снега. Где-то нужно привезти щебенку.
У гаражного кооператива своя электроподстанция. Председатель рассказал, что недавно делали ее ревизию, за которую пришлось заплатить 58 тысяч рублей. Так что вопрос о том, куда потратить деньги, в кооперативе не стоит.
Впрочем, таких масштабных кооперативов с комплексным подходом к обслуживанию в Барнауле не так много. Часто председатели работают на общественных началах.
Сколько всего в городе гаражей, в мэрии сказать затруднились, так как часть из них нелегальные, пишет ИА Толк.